Освещение торговых залов
Качественное освещение торговых площадей должно акцентировать
внимание потенциальных покупателей на предлагаемом ассортименте товаров.
Иначе интерьер магазина будет похож на обычный склад оснащенный ценниками и обслуживаемый продавцами-консультантами.
Системы освещения необходимо рассматривать в двух аспектах — общего и акцентного освещения.
Общее освещение — это равномерный свет по всему пространству магазина и возможным путям следования покупателя.
Акцентный
свет предполагает подсветку товаров. Акцент может быть неявным и
ненавязчивым, а может обеспечивать резкий контраст между выставленным
объектом и окружающим фоном. Акцентирование объектов интерьера в
магазине сродни хорошей музейной подсветке, где в полумраке помещений
явно выделены экспонаты.
Вторичная задача — обеспечить необходимый средний уровень освещённости в магазине, который будет соответствовать корпоративной стилистике или задумке дизайнера. Следует также предусмотреть, чтобы восприятие световых сцен при переходе покупателя из одной торговой зоны в другую, было комфортным.
Итак, у нас три задачи:
- желаемый уровень освещённости товаров с учетом минимальных требований.
- желаемый уровень общего освещения.
- обеспечить необходимый контраст между объектом и фоном, не понижая выбранные в п.1 и 2 уровни освещённости.
Первое, на что необходимо обратить внимание — это разряд зрительной
работы при осмотре товара (можно ориентироваться на СП 52.13330.2011).
Минимальный уровень освещённости чётко определяется нормами, которые основываются на реальной возможности разглядеть ту или иную вещь, и занижение этого параметра приведёт к тому, что покупателю придётся долго присматриваться к каждой вещи, чтобы её оценить.
Здесь важно отметить, что различные товары требуют разных уровней освещённости и разных контрастов.
При
подсветке ярких пляжных элементов одежды контраст по освещённости можно
делать минимальным (1/1,5—2), т.к. сами по себе яркие предметы
выделяются на общем фоне. Минимальный уровень освещённости в этом случае
— от 200 лк.
Освещение предметов интерьера и одежды — 1/2 и более (формы крупные, но предметы сами по себе не выделяются на фоне интерьера), минимальный уровень — от 300 лк. Освещение ювелирных изделий и стекла — 1/4 и более, минимальный уровень освещённости — от 1000 лк. Стекло и хрусталь требуют сильных акцентов, иначе они не заиграют всеми своими гранями и не будут заметны в интерьере.
Далее следует определиться с уровнем общего освещения в магазине. Глаз — инструмент адаптивный, и к полумраку привыкнет, и в ярком интерьере сможет ориентироваться. Разница в среднем уровне освещённости (при равномерном общем свете) влияет на восприятие интерьера только при его наблюдении с улицы. Другими словами, при выборе уровня общего освещения можно учитывать всего лишь два фактора: эстетику восприятия интерьера магазина при наблюдении снаружи и необходимость комфорта переходе из уличной зоны во внутреннее помещение или между зонами магазина. В итоге мы получим разграничение уровней освещённости в помещении. Самая тёмная область интерьера — второстепенные проходы. Среднюю яркость имеют основные маршруты движения покупателя (раза в полтора-два ярче самых темных зон), самыми яркими будут предлагаемые товары (в два и более раза ярче основных проходов).