Освещение торговых залов

Освещение торговых залов

Качественное освещение торговых площадей должно акцентировать внимание потенциальных покупателей на предлагаемом ассортименте товаров.
Иначе интерьер магазина будет похож на обычный склад оснащенный ценниками и обслуживаемый продавцами-консультантами.

Системы освещения необходимо рассматривать в двух аспектах — общего и акцентного освещения.

Общее освещение — это равномерный свет по всему пространству магазина и возможным путям следования покупателя.
Акцентный свет предполагает подсветку товаров. Акцент может быть неявным и ненавязчивым, а может обеспечивать резкий контраст между выставленным объектом и окружающим фоном. Акцентирование объектов интерьера в магазине сродни хорошей музейной подсветке, где в полумраке помещений явно выделены экспонаты.

Вторичная задача — обеспечить необходимый средний уровень освещённости в магазине, который будет соответствовать корпоративной стилистике или задумке дизайнера. Следует также предусмотреть, чтобы восприятие световых сцен при переходе покупателя из одной торговой зоны в другую, было комфортным.


Итак, у нас три задачи:

  1. желаемый уровень освещённости товаров с учетом минимальных требований.
  2. желаемый уровень общего освещения.
  3.  обеспечить необходимый контраст между объектом и фоном, не понижая выбранные в п.1 и 2 уровни освещённости.


Первое, на что необходимо обратить внимание — это разряд зрительной работы при осмотре товара (можно ориентироваться на СП 52.13330.2011). 

Минимальный уровень освещённости чётко определяется нормами, которые основываются на реальной возможности разглядеть ту или иную вещь, и занижение этого параметра приведёт к тому, что покупателю придётся долго присматриваться к каждой вещи, чтобы её оценить.

Здесь важно отметить, что различные товары требуют разных уровней освещённости и разных контрастов.
При подсветке ярких пляжных элементов одежды контраст по освещённости можно делать минимальным (1/1,5—2), т.к. сами по себе яркие предметы выделяются на общем фоне. Минимальный уровень освещённости в этом случае — от 200 лк.

Освещение предметов интерьера и одежды — 1/2 и более (формы крупные, но предметы сами по себе не выделяются на фоне интерьера), минимальный уровень — от 300 лк. Освещение ювелирных изделий и стекла — 1/4 и более, минимальный уровень освещённости — от 1000 лк. Стекло и хрусталь требуют сильных акцентов, иначе они не заиграют всеми своими гранями и не будут заметны в интерьере.

Далее следует определиться с уровнем общего освещения в магазине. Глаз — инструмент адаптивный, и к полумраку привыкнет, и в ярком интерьере сможет ориентироваться. Разница в среднем уровне освещённости (при равномерном общем свете) влияет на восприятие интерьера только при его наблюдении с улицы. Другими словами, при выборе уровня общего освещения можно учитывать всего лишь два фактора: эстетику восприятия интерьера магазина при наблюдении снаружи и необходимость комфорта переходе из уличной зоны во внутреннее помещение или между зонами магазина. В итоге мы получим разграничение уровней освещённости в помещении. Самая тёмная область интерьера — второстепенные проходы. Среднюю яркость имеют основные маршруты движения покупателя (раза в полтора-два ярче самых темных зон), самыми яркими будут предлагаемые товары (в два и более раза ярче основных проходов).